Топ-100

История студии Motown Records (классический период 1959-1972)

Разное
Заходи в наш Telegram!

Все началось в Детройте, городе в штате Мичиган на севере США. До нефтяного кризиса 1973 это был крупнейший в стране авто-промышленный регион, дом таких фирм как General Motors, Ford и Chrysler. Один из первых мегаполисов с сетью автомагистралей, динамично развивающейся промышленностью и индустрией развлечений, в том числе благодаря гастролям музыкальных ансамблей.

Истоки

Тем не менее, Берри Горди (Berry Gordy Jr.) — композитор, предприниматель, один из ключевых героев нашей истории был не доволен ситуаций на музыкальным рынке. Кроме прочего, его раздражало сложившееся у большой части слушателей (не без политики некоторых радиостанций, концертных залов и фирм грамзаписи) искусственное разделение музыкантов на первый и второй сорт, только из-за цвета кожи и положения в социуме. Малая известность «африканских» артистов, вне зависимости от творческого, исполнительского таланта и мастерства. Скупость распространения пластинок среди широкой публики и малая ротация в радиоэфире.

«Черная» музыка, не смотря на признание джаза, в других своих проявлениях все еще считалась слишком дикой, непристойной, чуждой.Конечно чикагский Chess records (выросший из созданной в 1947 Aristocrat) с записями Мадди Уотерса, Чака Берри, Литл Уолтера, Бо Дидли, Хаулина Вульфа, Этты Джеймс, способствовал потеплению общественного мнения и популярности блюза.Но среди европейской, белой публики 1950 это была музыка известная узкому кругу профессионалов звукоиндустрии и любителям, в том числе будущим музыкантам Rolling Stones, The Beatles, The Yardbirds, The Cream.

Будущий глава Motown Records — Берри Горди не был альтруистом. Он скорее нащупывал путь своего процветания, удовлетворения амбиций, в месте с тем прокладывая курс для молодых дарований. Родившись в 1929 в небогатой, но большой семье (он был седьмым ребенком), к 1957 Берри успел завершить карьеру боксера, быть призванным в армию и на себе ощутить «прелести» Корейской войны. Открытый им маленький магазинчик джазовых записей не пользовался особым спросом, а заработок заводского рабочего плохо позволял обеспечивать семью.

В музыкальном бизнесе Горди дебютировал с Reet Petite. Сочиненная в соавторстве с сестрой Гвен и Билли Дэвисом (Billy Davis) для Джеки Вилсона (Jackie Wilson) песня снискала популярность в Английском хит-параде. Но одной успешной записи для дела не достаточно. Открыв для себя группу The Miracles (с начала они назывались The Matadors), Горди объединился с ее лидером — певцом и автором песен Смоки Робинсоном .Вместе они искали в Детройте и окрестностях талантливые кадры, что могли бы присоединится к их начинаниям в музыке и бизнесе. Посещали концертные залы, клубы, кофейни, не брезговали и музыкальными студиями при школах. В итоге это принесло плоды.

Основатель студии Motown records с группой the supremes

В январе 1959 Берри Горди и Смоки Робинсон, вместе с двумя сестрами Берри — Гвен и Анной, основали небольшую студию звукозаписи и издательство Tamla, в последствии известную как Motown Records.

Двухэтажное здание по адресу 2648 West Grand Boulevard где расположилось семейное предприятие включало в себя студию А. В маленькой аппаратной звукорежиссеры Lawrence Horn (до 1968) и Russ Terrana (c 1966) занимались микшированием звука и монтажом пленок. Этот процесс включал в себя, кроме прочего дубляж лент с голосами и инструментами, активное использование компрессора и ревербератора, до того как пройдет финальное сведение. А в « змеиной яме» (или бедламе) (snake pit), как прозвали тон-зал музыканты, играли The Funk Brothers.

Звукорежиссёр студии Мотаун
Звукорежиссёр Рас Террано

Студия Motown и The Funk Brothers

В студийный ансамбль The Funk Brothers с 1959 до 1972, когда бизнес переехал в Лос-Анджелес, входило множество сессионных музыкантов.Вот некоторые из них: руководитель ансамбля — Joe Hunter (фортепиано), позже его заменил Earl Van Dyke (фортепиано и орган Хаммонда). Ритм секцию составили басисты Clarence Isabell, James Jamerson, а с 1966 и Bob Babbitt. На барабанах Benny ”Papa Zita” Benjamin, Richard «Pistol» Allen, Uriel Jones. Духовые представляли — Mike Terry (баритон саксафон), Paul Riser (тромбон), Johnny Trudell (труба). Соцветие гитар обеспечили Robert White, Eddie Willis, Joe Messina, Dennis Coffey. А за перкуссию, тамбурин, вибрафон и маримбу отвечали Jack Ashford, Jack Brokensha и Eddie «Bongo» Brown.

Отдельно стоит сказать о басисте Джеймс Джемерсоне. Он один из основоположенников классического звука Мотаун, чья игра стала примером и источником вдохновения для таких музыкантов, как Пол Маккартни, Джон Пол Джонс, Джек Брюс, Джон Энтвисл, Жако Пасториус и др. Хорошо владея контрабасом (его можно услышать в песне My Guy) и бас-гитарой, Джемерсон годами оставался верен Fender Precision, струнам La Bella flatwound 52-110 и 15 ватному ламповому Ampeg Portaflex.В целом, его стиль аккомпанемента отличался использованием открытых струн, хроматическими заполнениями, обилием 16-х и привнесенной из джаза импровизацией.

Для читателей все струны La Bella со скидкой 5% по промокоду bass4ever

Магазин

Бас-гитарист Джеймс Джемерсон и барабанщик Уриэль Джонс
The Funk Brothers

С течением времени часть музыкантов уходила, появлялись новые, но основной костяк The Funk Brothers на протяжении большей части 60-х оставался почти неизменным, что обеспечивало сыгранность и грув.

Случайностям в Motown Records почти не было места. Мощное звучание ритм секции (бас и барабаны), танцевальность мелодий ориентированных на soul и r&b, внешний аккуратный вид артистов (классические костюмы и скромные вечерние платья), манера держаться и говорить. Все было отрепетировано, просчитано. Наняты учителя сцен движения, речи. Все песни проходили тщательный отбор и прослушивание.

Например, ходила такая легенда: если только что записанный сингл не устраивал хотя бы одного из принимающих работу и он говорил Берри Горди, что лучше купит гамбургер, чем диск, пленка отправлялась на доработку или в мусорное ведро…

Вместе с тем, в первые годы в Motown держалась теплая, почти семейная атмосфера, сплачивающая музыкантов, певцов, звукоинженеров, композиторов. Чувство взаимной поддержки, внимания к творчеству друг друга.

Первые успехи студии Motown

Money (That’s What I Want) — Barrett Strong (Janie Bradford, Berry Gordy), 1959. Этот трек перепели The Beatles в 1962. А оригинал вы могли слышать на радио в игре Mafia 2. Как вспоминала соавтор Берри Горди — Дженни Бредфорд, Горди сочиняя текст размышлял вслух: «про любовь, окрыленность и расставания уже писали. Но, что кроме этого волнует людей ? Верно — деньги».

Слова : «Your love gives me such a thrill, but your love can’t pay my bills.» (Мне классно с тобой, но любовь не поможет оплатить мои счета) говорят об авторах как о прагматиках или о людях знающих, что такое бедность.

Shop Around — The Miracles ( Berry Gordy, Smokey Robinson), 1960. В нем солирует уже известный нам Смоки Робинсон. А бек вокалисты аккомпанируют Робинсону в манере похожей на doo-wop. Его мягкий, теноровый голос рассказывает слушателю о чувствах молодых людей. Их первой влюбленности, возможной поспешности и разочарованиях. Так, что, как слегка шутливо заключает Смоки, «мама была права», лучше не спешить и ценить свободу («Before you ask some guy for his hand now. Keep your freedom for as long as you can now. My mama told me. You better shop around»).

Please Mr. Postman — The Marvelettes (Georgia Dobbins, William Garrett, Freddie Gorman, Brian Holland, Robert Bateman), 1961. Также как и Money вошел в репертуар ранних Битлз и их второй альбом With The Beatles (1963).

Fingertips (Pt.2) — Стиви Уандер (Clarence Paul, Henry Cosby), 1962. «Дикий» трек с губной гармоникой — соло молодого Уандера, в припеве подчеркнутый остинато (риффом) медных духовых. Особенно ярко звучит в живом исполнении Regal Theatre (1963).

Композиторы и аранжировки

В Motown Records аранжировки песен адаптировали к поп формату. Отчасти сонграйтеры студии занимались тем, что до них придумали коллеги. В частности, Вилли Диксон (Willie Dixon) и братья Чесс из чикагского Chess Records — продвигали «африканскую» музыку: блюз и госпел среди широких масс. То же самое в начале века сделал Джордж Гершвин, обратившийся к блюзу и рег-тайму в Rhapsody in Blue (1924) и опере Porgy and Bess (1935). Или Дюк Эллингтон ловко и талантливо переплетавший музыкальные традиции Нью-Орлеана с звучанием маршевого духового оркестра.

Не стоит считать, что в Мотаун просто приплюсовывали соул и чикагский ритм-энд- блюз к поп мелодиям. Это по прежнему была хит-музыка, но с органичным симбиозом музыкальных жанров. Дальнейший успех и не проходящее влияние артистов и песен Motown на современные стили, говорит о том, что мастерства музыкантам, было не занимать. По крайне мере, мы слышим в записях 1960-х явный рост и развитие.

Аккуратность, сдержанность возможно сильно заметна в некоторых ориентированных на соул работах за авторством Смоки Робинсона. Например You Really Got a Hold on Me — The Miracles (1962) и My Girl — The Temptations (1964). Но это не делает их хуже остальных.

Смоки Робинсон артист Motown в студии звукозаписи
Смоки Робинсон в студии

Хит Вильяма Стивенсона (William «Mickey» Stevenson): Dancing in the Street (написан вместе с Marvin Gaye, Ivy Jo Hunter) исполненный группой Martha Reeves and the Vandellas (1964). И особенно, Up-Tigh Сильвии Мой (Sylvia Moy) и Генри Косби (Henry Cosby) спетый Стиви Уандером (1966), напротив — мощный R&B. Треки с качающим басом и барабанами при поддержке ярких медных духовых. И в текстах отражена радость и надежда, порой бьющая через край.

Так же хороши композиции вышедшие из под пера Holland–Dozier–Holland: Брайна и Эдди Холландов (Brian & Eddie Holland) вместе с Ламонтом Дозье (Lamont Dozier). В т.ч. (Love Is Like A) Heat Wave — Martha & the Vandellas (1963). Baby Love — The Supremes (1964). Reach Out I’ll Be There — Four Tops (1966) отразившей явное противоречие и разлад пары, где влюблен мужчина, а дама отвечает безразличием.

You Keep Me Hangin’ On — The Supremes (1966). Здесь наоборот, девушка понимает, что парень не достаточно мужествен, чтоб расстаться с ней. Она задыхается в отношениях без заботы и поддержки. Бодрая инструментовка (в отличии от позднего кавера Vanilla Fudge) с звонкой отрывистой гитарой Роберта Уайта. А также качкообразным движением баса Джемерса Джемерсона наталкивает на мысль, что решимости героине не занимать. Хотя, разговорная фраза — «ain’t nothing I can do about it» (ничего не могу с этим поделать) даёт новую почву для размышлений.

Артисты студии Motown Records

Внимание руководства и музыкантов студии к мелочам, классные аранжировки умелых композиторов, со вкусом исполненные инструменталистами Funk Brothers – половина, а может более шанса на успех. Но каждой песне нужен солист.

Смоки Робинсон — композитор, аранжировщик, певец, пианист. «Правая рука», соратник Берри Горди, лидер The Miracles. В их составе спел Shop Around (1960), You Really Got a Hold on Me (1962), The Tears of a Clown (1967) Его авторству принадлежат такие песни как My Guy — Martha and the Vandellas (1964). My Girl (1964), Get Ready (1966) — The Temptations.

The Supremes (Diana Ross, Mary Wilson, Florence Ballard, Betty McGlown). Дайана Росс была солисткой этой женской вокальной группы до 1970. В дальнейшем она сделала интересную сольную карьеру (но это повод для отдельного разговора). В число их заметных песен из 60-х входят Where Did Our Love Go, Baby Love, Come See About Me (1964). Живое исполнение в 1965 на концерте в Copacabana You’re Nobody Till Somebody Loves You (автор — Russ Morgan, 1945). You Keep Me Hangin’ On (1966), Love Child (1968).

Создатель студии Motown Records Горди
Горди с пластинкой The Supremes
Diana Ross и The Supremes

Кроме того, среди вокальных ансамблей стоит упомянуть The Temptations, The Four Tops, Martha and the Vandellas (также известный, как Martha Reeves and the Vandellas). Все они по своему интересны, но здесь ограничусь перечислением.

Jackson 5 : Пятерка братьев Джексон (Jermaine, Tito, Jackie, Marlon) из которых позже вырос поп-идол Майкл Джексон. В ранние годы он отвечал за вокал в этом поп-фанк коллективе. Наряду с Стиви Уандером — J5 одни из cамых молодых артистов классического Motown. Группа дебютировала с I Want You Back (1969), в одном из концертов их представила Дайана Росс. Позже последовал — Never Can Say Goodbye (1971) и др. синглы. Идея создания коллектива принадлежала Джо Джексону. В молодости он, как и создатель Motown Бэрри Горди, занимался боксом. В 50-е играл на гитаре в собственной группе The Falcons.

Jackson 5 артисты студии мотаун
Jackson 5

Стиви Уандер (Stevie Wonder) — один из уникальных артистов в истории музыки. Певец, композитор и мульти-инструменталист. В число его заметных работ в период рассвета Motown (1959-1972) входят Fingertips (pt 2) (1963), Uptight (Everything’s Alright) (1965), My Cherie Amour (1969), Signed, Sealed, Delivered I’m Yours (1970). На заметку интересующимся, в последней перечисленной песне на басу играет Боб Беббит, а не Джеймс Джемерсон, как можно подумать. Что касается знаменитой Superstition (1972) здесь бас партию (и на всех инструменты, кроме духовых: Trevor Lawrence — тенор саксафон, Steve Madaio — труба) играет сам Уандер на студийном модульном синтезаторе Moog. Сольный инструмент в песне — Hohner Clavinet.

Один из самых ярких артистов студии Motown Стиви Уандер
The Funk Brothers и Стиви Уандер

Сложившиеся условия сотрудничества, к началу 70-х не устраивали Уандера, контракт с лейблом был перезаключен, с целью предоставить Стиви больше творческой свободы. Вышедшие в 70-х альбомы Music of My Mind (1972), Talking Book (1972), Innervisions (1973) подтверждают инструментальное мастерство, вокальный и мелодический талант Уандера. К слову, Стиви единственный артист из 1960-х, кто оcтался на современном Motown (один из последних синглов All About the Love Again выпущен в 2009), хотя сейчас компания не имеет почти ничего общего с классикой 60-х.

Марвин Гэй (Marvin Gaye) – вокалист, пианист. Начинал в родном Вашингтоне, где кроме прочих поработал с коллективом игравшим у Бо Дидли. В 1961 гастролируя в составе The Monglows в Детройте певец познакомился с Берри Горди. Приглашенный в Motown Марвин первое время аккомпанировал на барабанах Смоки Робинсону и Стиви Уандеру. Его собственные песни сначала были не слишком удачны. Но в 1965 «Ain’t That Peculiar», «How Sweet It Is» попали в десятку. А позже одной из вершин творчества Марвина стала I Heard It Through the Grapevine (1968) за авторством Нормана Уитфилда (Norman Whitfield) и Баррета Стронга (Barrett Strong), первоначально спетая Смоки Робинсоном в 1966. Кроме того, Марвину принадлежит идея антивоенного, можно сказать социально-философского альбома What’s Going On (1971), о нем речь далее.

От поп-дуэта, через личную драму к концептуальному альбому

Начало этой главы в истории Motown дало сотрудничество сонграйтеров Николоса Эшфорда и Валери Симпсон (Nickolas Ashford, Valerie Simpson). Их песню Ain’t No Mountain High Enough (1967) исполнили Марвин Гэй (Marvin Gaye) и Тамми Тирелл (Tammi Terrell). Он к тому моменту успешный исполнитель поп-хитов, она успела поработать с Джеймсом Брауном, а уйдя в Motown спеть I Can’t Believe You Love Me (1965). В 1966 блеснуть в All I Do (Is Think About You) Стиви Уандера и This Old Heart of Mine (Is Weak for You) — The Isley Brothers.

Марвин Гэй и Тамми Тирелл
Марвин и Тамми

После первого дуэта с Марвином последовал ряд успешных записей и совместных концертов. Кроме прочих, они выступали с песнями Your Precious Love и If I Could Build My Whole World Around You. В итоге напряженный гастрольный график дал о себе знать. Концерт в Hampden – Sydney College в октябре 1967 стал для Тамми горьким вестником. Обморок на сцене, Марвин успел подхватить девушку. Затем — госпиталь и диагноз — опухоль мозга. После перенесенной в январе 1968 операции Тирелл вернулась в студию, чтоб вместе с Марвином записать Ain’t Nothing Like the Real Thing и You’re All I Need to Get By. Синглы вошли в их вторую совместную пластинку You’re All I Need (1968). Чуть позже был записан сольный альбом — Irresistible. Но год спустя боли возобновились… Судьба талантливой певицы Тамми Тирелл трагична, юная исполнительница умерла в 24 (март 1970).

Альбом Марвина What’s Going On (1971) — один из последних и неожиданных уcпехов классического периода Motown, написан, как размышления близкого друга Тирелл. К моменту выхода пластинки Марвин практически прекратил концерты.

Он говорил: «В глубине души я больше не мог притворятся, что пою песни о любви. Делюсь радостью с слушателем. Когда Тамми заболела, я отказался петь публично»

In my heart, I could no longer pretend to sing love songs for people. I couldn’t perform. When Tammi became ill, I refused to sing in public.»

обложка альбома марвина гэя

Кроме того, альбом затрагивает судьбу брата Марвина — Френки, солдата Вьетнамской войны, чьи откровения о действительном положении вещей на фронте также, как горечь утраты Тамми Тирелл, дали Марвину пищу для дум. О том «кто мы» — человечество, общество и куда движемся ? Это не типичная для Motown работа при сохранении мягкого балладно-фанкового звучания, говорит о насилии, социальном неравенстве, о бунтах, последствиях войн, о нарушении экологии.

Берри Горди не хотел выпускать диск, опасаясь провала Марвина как поп-певца. Не принятия сложной пластинки публикой, что явно скажется на репутации лейбла. Но контраст местами почти убаюкивающих мелодий и текстов, полных острых вопросов и сочувствия сработал.
Кроме заглавной композиции — What’s Going On, где картину подавленного гражданского протеста, созданную Марвином Гэем прекрасно дополнил бас Джеймса Джемерсона, музыканты The Funk Brothers и Детройтского симфонического оркестра.

Можно выделить Inner City Blues (Make Me Wanna Holler) говорящего о жизни в гетто, постепенном расслоении общества на нужных и лишних людей. Тех, кто вовлечен в экономику и оказавшихся на обочине жизни. Теме, которую ярко показали такие произведения как многосерийная «Прослушка» (The Wire) Дэвида Саймона и Эдди Бернса. Или возвращаясь к музыке Ball Of Confusion (That’s What The World Is Today) – The Temptations (1970) за авторством Нормана Винфелда и Баррета Стронга.

Конец эпохи (1972)

Планы по расширению бизнеса, к началу 70-х сподвигли Бэрри Горди к переезду в Лос-Анджелес. Поближе к эпицентру производства музыкальных и кино хитов. Наступает переломный момент в истории Motown.

Марвин Гэй и Стиви Уандер больше не собирались клепать поп-хиты, а стали почти независимыми артистами, с собственным представлением о том, что нужно их песням. Что они хотят сказать слушателю и в какой форме преподнести эту «речь».

Политическая обстановка, общественный климат к 1968, а тем более к 1972, в сравнении с 1959 сильно изменился. У многих больше не было слепой веры в прогресс, равенство возможностей разных социальных классов и братство народов. Затяжная Вьетнамская война, студенческие бунты, расовые волнения, убийство Мартина Лютера Кинга, концерт Роллинг Стоунс с Альтамонте…

На место гедонизму пришла пора философских размышлений и рефлексии. В музыке прочно заявил о себе хард-рок (Led Zeppelin, Cream) прогрессив (Jentle Giant, King Сrimson), фьюжен-джаз (Herbie Hancock, Chick Corea). Жанры с сложной гармонией, развернутой, иногда почти симфонической структурой. Motown постепенно становился памятником эпохе. Не действительным 1960, а тому «флеру» что сложился об этих временах. Но, как мы видели при разборе композиций ранее, и поп-хиты могут говорит о проблемах, помогать людям переживать сложные моменты жизни.

Наследие

Элементы и приемы аранжировок Мотаун можно найти у множества музыкантов: The Chic (Nile Rodgers), Jamiroquai, Lenny Cravitz, Morcheeba, Daft Punk, Khruangbin. Семплами из хитов 60-70-х активно пользуются в hip-hop, house (French touch) и в целом на клубной сцене, нарезая все новые и новые фрагменты. С одной стороны, прошлое становится калейдоскопом, где уже не очень ясно -кто есть кто. С другой, — такая востребованность говорит об актуальности мелодий и ритмов Motown, о мастерстве ее композиторов, музыкантов и певцов. Чем активно пользуются такие DJ как Maseo (De La Soul), Destruction, Natasha Diggs ставя в эфир фанковые диски-сорокопятки, где кроме прочих звучат Стиви Уандер, Дайана Росс, Commodores, или Moment of Truth — Earth, Wind & Fire, что не обошлись без влияния Motown .

Не менее популярны и мэшап (mash-up) — попурри или соединение в одной песне нескольких, сходных по тональности произведений. Часто такие композиции исполняется в живую группой музыкантов. Без помощи семплеров. Например, гр. Pomplamoose.

Если говорить о бас-гитаре, которой большей частью посвящен этот сайт, то Джеймс Джемерсон и Боб Бэббит своим аккомпанементом ярким и по прежнему отлично звучащим песням многое сказали без слов. Достаточно послушать You Keep Me Hangin’ On — The Suprems, Whats Going On — Марвина Гэя. Signed, Sealed, Delivered I’m Yours — Стиви Уандера и др. композиции.

Stevie Wonder — Signed, Sealed, Delivered (I’m Yours)

Или вникнуть в работы как мэтров — Джон Пол Джонса, Жако Пасториуса, так и сессиионых или джазовых басистов — Пино Паладино, Эсперансы Сполдинг (Esperanza Spalding), Гэйл Энн Дорси (Gail Ann Dorsey). На них творчество коллективов Мотаун оказало непосредственное влияние.

Источники:

  • Standing In The Shadows of Motown (Paul Justman, 2002),
  • Hitsville — The Making of Motown ( Ben and Gabe Turner, 2019)
  • «120 минут классики рока» (19.03.2011). Бас гитара в рок музыке, эфир о Джеймсе Джемерсоне (автор Дмитрий Высоцкий).
  • Подробности о создании песен — Songfacts.com
  • http://www.readysteadygone.co.uk/motown-hits-and-misses/
  • http://forgottenhits60s.blogspot.com/2013/10/the-motown-sound-man-russ-terrana-part.html

Понравилась статья? Поделись с другом!
Victor Tarkus
Victor Tarkus

Victor Tarkus (Виктор Таркус), бас-гитарист, один из авторов сайта bass4ever.ru.

Оцените автора
BASS4EVER
Подписаться на ответы
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Написал коммент = помог сайту!x